Тимонина Светлана Владимировна, воспитатель
Развитие координации движений мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционное использование различных предметов. Нетрадиционные техники рисованияПлан работы по теме самообразования «Развитие координации движений мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционное использование различных предметов. Нетрадиционные техники рисования» (Вторая младшая группа)
Пояснительная записка.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.
Рисование нетрадиционными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. И конечно же такое рисование развивает мелкую моторику пальцев рук. Программа по нетрадиционной технике рисования составлена и разработана на основе программ и пособий: Соломенниковой О.А. «Радость творчества», Давыдовой Н.Г. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», «Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники» под ред. Казаковой Р.Г. Программа рассчитана на один год обучения детей от 3 до 4 лет. Формой осуществления образовательного процесса является учебная группа. Занятия проводятся по 15 минут во второй половине дня два раза в неделю по подгруппам по 8 человек. Время проведения занятий 16.00 – 16.15. Цель: - Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве; - Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками; - Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности; - Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.
Задачи: - Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования; - Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования; - Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию; - Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение; - Совершенствовать технические умения и навыки рисования; - Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
Актуальность темы: Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие. Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно - логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику " кляксография". Созданию сложного симметричного изображения способствует техника " монотипия". Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.
Информационно-аналитический этап работы над темой самообразования: 1. Изучение методической литературы по теме: 1. А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки"" 2. Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками" 3. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г. 4. И. А. Лыкова "Цветные ладошки" 5. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» 6. И. А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений». 2. Изучение педагогического опыта. Внедрение в практику: 1. Разработка перспективного плана на сентябрь – май по нетрадиционной техники рисования во второй младшей группе. 2. Консультация для родителей "Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». 3. Выставки детских рисунков, аппликаций для родителей. 4. Составить конспекты занятий по нетрадиционному рисованию. 5. Мастер-класс по проведению занятия по нетрадиционной технике рисования. Представление опыта работы: 1. Мастер-класс по проведению занятия по нетрадиционной технике рисования. 2. Консультация для воспитателей по теме самообразования. 3. Консультация для родителей "Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». 4. Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете. Заключение. Таким образом, при изучении опыта работы была сделана попытка найти возможные пути развития и совершенствования координации движений рук, зрительно - двигательной координации и развития мелкой моторики в процессе изобразительной деятельности, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей. Из проведенной исследовательской работы можно сделать вывод, что использование в деятельности пальчиковых игр и упражнений, дидактических игр, нетрадиционных материалов и техник способствовало развитию у детей мелкой моторики рук. Считаю наиболее приемлемым использование в работе нетрадиционных техник изображения, т.к. дети получают не только знания и навыки, но и радость и удовольствие. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно - моторной координации. Для коррекции мелкой моторики рук имеют значение такие нетрадиционные техники изображения, как рисование руками: ладошкой, пальцами. Кроме того, внедрение в практику нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. В группе по возможности постаралась создать условия для развития мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбрать себе пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали в совместной деятельности с воспитателем, но и проявить свое творчество, а также закончить начатую работу, реализовать свои замыслы в самостоятельной деятельности на протяжении всего дня. В своей дальнейшей работе я буду продолжать использовать нетрадиционные материалы и техники в изобразительной деятельности, с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей. Использованная литература. 1. «Методика обучения изобразительной деятельности» под ред. Комаровой Т. С., Москва, Просвещение, 1992 2. Венгер Л. А., Венгер Н. Б., Пилюгина Э. Г. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка» 3. Выгорский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте» 4. Гудилина С. И. «Чудеса своими руками», Москва, Аквариум, 1998 5. Доронова Т. Н. «Обучаем детей изобразительной деятельности» Москва, Школа – Пресс, 2005 6. Доронова Т. Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей» 7. Доронова Т. Н., Якобсон С. Г. «Обучение детей 2 – 4 лет рисованию в игре», Москва, Просвещение, 1992 8. Зимина М. «Учимся лепить и рисовать (от простого к сложному)» 9. Казакова Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста»(нетрадиционные техники) 10. Казакова Т. Г. «Изобразительная деятельность младших дошкольников» 11. Комарова Т. С. «Изобразительное творчество в детском саду» 12. Лопатина А., Скрепцова М. «Краски рассказывают сказки» Москва, Амрита – Русь, 2004 13. Лыкова И. А. учебно-методические пособия по возрастам к программе «Цветные ладошки», Москва, Карапуз - Дидактика. 14. Лыкова И. А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки» Перспективный план работы по теме самообразования (нетрадиционные техники рисования)
25 августа 2019 в 11:13
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.