Тимонина Светлана Владимировна, воспитатель
Паспорт речевого уголка группыРечевая предметно-развивающая и игровая среда группыРечь – важнейшее условие развития ребенка.В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Развитие речи и речевое общение осуществляется во всех видах детской деятельности, в разных формах. Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие. Речевая предметно-развивающая и игровая среда имеет важное значение для развития маленьких, еще не читающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности. Благоприятная речевая среда складывается там, где проявляется большой интерес к книге, к чтению, где возникают и удовлетворяются интеллектуальные потребности. РППС группы: - соответствует возрасту детей и требованиям программы «От рождения до школы», - санитарно-гигиеническим требованиям и технике безопасности. - доступна - разнообразна. Содержание РППС группы: 1. «Центр «Игротека» 2. «Центр экспериментирования» 3. «Центр природы» 4. «Центр развития речи «АБВГДейка» 5. «Центр книги» 6. «Центр безопасности» 7. «Центр конструирования» 8. «Центр игры» 9. «Центр театра» 10. «Центр музыки» 11. «Центр патриотического воспитания» 12. «Центр художественно-эстетического развития» 13. «Центр дежурства» 14. «Центр социально-коммуникативного развития» 15. «Центр эмоций» и «Мирилки» 16. «Центр физического развития» 17. «Центр познавательного развития» Центр речевого развития «АБВГДейка» создан с целью всестороннего развития речи наших воспитанников. Задачи центра: - развитие артикуляционной моторики, - развитие речевого дыхания, - развитие мелкой моторики, графических навыков - развитие речи как средства общения. Расширение представлений детей о многообразии окружающего мира. - формирование лексико-грамматического строя речи, - развитие связной речи, - повышение интереса к художественной литературе. Хозяйка центра «Лягушка-болтушка», игрушка с подвижным язычком, которую можно надевать на руку. Она: 1. Знакомит детей с органами артикуляционного аппарата. 2. Учит детей правильно выполнять артикуляционную гимнастику. 3. Способствует повышению интереса детей к занятиям по развитию речи и обучению грамоте. Такую логопедическую лягушку мы используем для занятий с детьми в речевом уголке. Лягушка умеет поднимать и опускать язык, делать «чашечку», двигаться влево - вправо. Детям очень нравиться выполнять артикуляционные упражнения с Лягушкой – Болтушкой. Они с охотой надевают язык-варежку на свою руку и показывают, какие упражнения они умеют делать сами. Артикуляционная гимнастика: В уголке развития речи оформлена картотека игр, которые представляют собой упражнения, направленные на развитие артикуляционных, мимических, глотательных, жевательных и других мышц, участвующих в процессе речи, на совершенствование силы, подвижности и координации движений речевых органов. Картотека включает в себя игры на закрепление правильного произношения звуков и их дифференциацию. Артикуляционную гимнастику лучше выполнять перед зеркалом, поэтому мы изготовили «Артикуляционный сундучок», для индивидуальной работы с детьми. На откидной крышке сундучка находится зеркало, а в сундучке – опорные схемы для артикуляционных упражнений. Развитие речевого дыхания: Дыхание очень важно для постановки произношения звуков и подачи голоса. Всю работу по развитию дыхания можно разделить на 3 этапа: 1) Формирование правильного неречевого дыхания (длительный целенаправленный ротовой выдох). Для этого изготовлены разные виды дыхательной гимнастики: «Сдуй снежинку с варежки», «Сдуй пчелку с цветка», «Горячий чай», «Огнедышащие дракончики», «Футбол», «»Подуем в трубочку», «Фокус-покус», «Лодочки плывут по озеру», «Покатаем бревнышки» 2) Формирование умения расслаблять и напрягать мышцы диафрагмы. 3) Развитие речевого дыхания. Развитие мелкой моторики: Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. В центре речевого развития собран разнообразный материал для развития мелкой моторики пальцев рук детей: Картотека пальчиковой гимнастики с использованием стихов; Массажные мячики и коврики, бигуди для пальчиковой гимнастики Кубики, пазлы по сказкам Различные виды конструктора Шнуровки Игры с прищепками В рамках проекта «Игра и игрушка» очень много игр сделано руками родителей: игры с крышками «Помоги клоуну собрать мячики», «Разложи по цветам»; игра с пинцетом «Разложи по цветам», игры с футлярами от киндер яиц «Сухой бассеин»; игры с использованием фасоли «Покорми хрюшку», «Сухой бассейн»; игры с мелкими предметами «Высади цветы в клумбу», «Выложи узор»; игры с ленточками «Разноцветные дорожки», «Солнышко»; «Кто быстрее поймает рыбку» и др. Оформлена игра «Веселые лабиринты» Формирование лексико-грамматического строя речи: Обогащение речи детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду. Предметные картинки по лексическим темам; Подборка дидактических игр: «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме), «Один-много» и др. Картотека игр на расширение словарного запаса и совершенствования грамматического строя речи. Картотека скороговорок и опорных схем (мнемотаблиц) для их запоминания. Картотека считалок. Картотека дразнилок. Развитие связной речи: Мнемотаблицы для составления описательных рассказов, запоминания скороговорок, заучивания стихотворений. Наборы больших и маленьких картинок «Расскажи сказку по картинкам» Набор «Что сначала, что потом», для составления рассказов Повышение интереса к художественной литературе. Речевой уголок расположен рядом с «Центром книги». Работа в этом уголке способствует развитию всех сторон речевой системы: это обогащение словарного запаса, умение правильно строить высказывание, пересказывать текст, составлять описательные и творческие рассказы. «Центр книги» расположен вдали от центров, предусматривающих высокую двигательную активность детей Книжный уголок включает в себя: 1. Детские книги: произведения русского фольклора: частушки, потешки, песенки, обрядовые песни и прибаутки, докучные сказки, небылицы (народные и авторские), народные и литературные сказки, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов, загадки 2. Иллюстрации к детским произведениям, игрушки, изображающие сказочных персонажей 3. Сюжетные картинки 4. Выставки: книги одного автора или одно произведение в иллюстрациях разных художников 5. Портреты писателей и поэтов 6. Книжки-раскраски 7. Книжные иллюстрации с последовательным изображением сюжета сказки 8. Книги-рассказы в картинках 9. Репродукции картин, иллюстраций 10. Диванчик, отделенный от общего пространства занавеской, для рассматривания детских книг и иллюстраций Центр «Театр». С целью речевого развития, развития эмоциональной сферы дошкольников в группе создан театральный уголок с разными видами театра. В инсценировке сказок дети учатся правильно выстраивать предложения, перевоплощаются в разных героев, меняя при этом интонацию, голос. Центр включает в себя: 1. разные виды театра: настольный, на ширме, магнитный, пальчиковый. 2. Игрушки – забавы 3. Маски, шапочки 4. Декорации, театральные атрибуты 5. Ширму 6. Домик (избушка) для показа фольклорных произведений 8. Аксессуары сказочных персонажей Центр музыки. В центре собраны разные музыкальные инструменты, которые используются в играх на узнавание неречевых звуков. Игры: «Тишина», «Угадай, на чем играю», «Узнай по звуку», «Шумовые мешочки», «Тихо - громко» и другие. Такие игры способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух. Разработана картотека игр для развития голоса. Организация мини-музеев и вставок в группе. Организация мини-музеев в группе, помимо прочих задач, помогает расширять представления детей о многообразии окружающего мира, пополнять их словарный запас, развивать связную речь. Сначала ребята выступают в роли посетителей музея или выставки, знакомятся с новыми словами, историей и происхождением экспонатов, а в дальнейшем берут на себя роль сотрудника музея, экскурсовода, тем самым учатся красиво и свободно говорить. В 2018-2019 уч.гг. в были организованы мини-музеи: «Русская изба», «Русская береза», «Музей карандашей», «Музей камней», «Хлеб всему голова»; выставки книг К.И. Чуковского, А.Л. Барто, В.Г. Сутеева, русских народных сказок, выставка детского рисунка по рассказам Э.Успенского. Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи. Применение информационных технологий на занятиях по развитию речи в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей, дает возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ. Является обогащающим и преобразовывающим фактором развития предметной среды. Использование ИКТ позволяет проводить занятия: · на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка); · обеспечивает наглядность; · привлекает большое количество дидактического материала. В нашем детском саду формируется набор мультимедийных презентаций и интерактивных игр по следующим направлениям работы: · Звуковая культура речи. · Развитие фонематического восприятия, овладение элементами грамоты. · Формирование лексико - грамматического строя речи. · Развитие связной речи. В поисках новых современных, игровых методов организации обучения, а также с целью разнообразить творческую и речевую деятельность детей, мы обратились к использованию нового игрового оборудования –роботу «Bee Вot» «Умная пчела». Игры с роботами отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта, освобождают от неподвижности в непосредственной образовательной деятельности, помогают ее разнообразить, прослеживание за роботом активизирует внимание и зрительную концентрацию за движущимся предметом. Все это является необходимыми предпосылками для улучшения функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе №10 "Солнышко" на 2018 -2019 уч. гг.
25 августа 2019 в 11:47
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.